Бюджет и его история

Сегодня бюджет необходим каждому государству для удовлетворения общественных потребностей в денежном фонде. Но история финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития.

Перейдите по ссылке Услуги кредитования и узнайте, где более выгодные условия.

BIG_istoria_budjeta6(98)

ПРООБРАЗ БЮДЖЕТА
Прообраз государственного бюджета появился одновременно с возникновением первых государств. Вначале государственный бюджет совпадал с доходами и расходами личных средств, которыми располагал глава государства (король, шах, император, князь).

Лишь в эпоху нового времени бюджет отделился от личных средств правителя: начала выстраиваться система доходов (налоги, сборы, доходы от государственного имущества) и расходов (двор, армия и флот, правоохранительная деятельность, государственное управление), связанных только с государственным управлением. Тогда большую часть расходов составляло содержание армии и государственного аппарата. Например, в Византии суммарная доля этих расходов устойчиво составляла 80–90% от общей суммы.

ИСТИННЫЙ БЮДЖЕТ
Гласность и открытость бюджета, и собственно бюджет в его подлинном смысле, получили свое развитие лишь с развитием парламентаризма.

При абсолютной монархии, когда глава государства не перед кем не ответственен, бюджет имел форму сметы — записи доходов и расходов. С появлением народного представительства у подданных встал вопрос, на что расходуются деньги, которые они платят в казну.

Если самодержавный монарх мог расходовать средства по своему усмотрению (например, Анна Иоановна тратила на конюшню своего фаворита Бирона больше, чем на здравоохранение и просвещение России вместе взятые), то теперь правительству приходилось обязательно согласовывать расходы и доходы с парламентом.

Многие революции, включая английскую революцию XVII века и Великую французскую революцию XVIII, начинались именно с недовольства народа бюджетной политикой правительства.

Еще одним стимулом, способствовавшим развитию бюджетной практики, являлось усложнение государственных функций и обособление государственных учреждений. Для осуществления стратегических целей нужно точно знать, сколько средств у них будет в наличии в следующем году.

В странах, где не было парламентской системы (как, например, Российская империя XIX века), большую роль в раскрытии бюджетной информации сыграли требования зарубежных кредиторов. Как при кредитовании предприятий, когда заимодавец требует бухгалтерский баланс для оценки кредитоспособности заемщика, так и при кредитовании государства иностранные банки требовали обнародовать его «баланс» — государственный бюджет.

В XX веке в бюджетах всех стран мира увеличилась социальная составляющая: большая часть расходов типичного современного государственного бюджета — это расходы на здравоохранение, образование и социальную защиту граждан.

Бюджетная система современной России состоит из бюджетов трех уровней и включает в себя: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, а также местные бюджеты.

БЮДЖЕТЫ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН, ЯПОНИИ И США

США
В США федеральный бюджет состоит из двух частей: собственно правительственный бюджет (или федеральные фонды) и доверительные (траст) фонды. За счет собственного правительственного бюджета финансируются общенациональные экономические и социальные программы.

Доверительные фонды, как правило, носят целевой характер и связаны с деятельностью отдельных видов производственной инфраструктуры. Среди них: содержание федеральных автострад, аэропортов, гидроэлектростанций.

Статус этих фондов носят фонды социального страхования, охватывающие различные виды пенсионного обеспечения, а также пособия по безработице.

Великобритания
Государственный бюджет Великобритании состоит из так называемого обычного бюджета и национального фонда займов.

Обычный бюджет финансирует текущие затраты на оборону, экономические и социальные цели, субсидии местным органам власти, выплаты процентов по государственному долгу, взносы в бюджет и другие фонды ЕС, платежи по «цивильному листу», которые включают содержание королевы и королевского двора.

Из национального фонда займов осуществляются платежи по государственному долгу, долгосрочные кредиты на капиталовложения государственным предприятиям и местным органам власти.

Италия
Государственный бюджет Италии состоит из двух частей: счета текущих операций и счета движения капиталов.

Расходы счета текущих операций образуются в основном из выплаты жалованья и пенсий государственным служащим, покупки товаров и услуг, трансфертов государственным и частным предприятиям, учреждениям и населению, а также уплаты процентов по государственному долгу.

За счет средств счета движения капиталов финансируются прямые капиталовложения государства, трансферты государственным предприятиям и учреждениям, кредиты в Чебоксарах, приобретение акций, погашение государственного долга.

Франция
Более сложной по структуре является бюджетная система Франции, которая заключает в себе центральный бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций и специальные счета казначейства.

Ассигнования из центрального бюджета выделяются на содержание административных служб, на обслуживание государственного долга, капиталовложения, на оборону, на экономические и социальные программы.

Присоединенные бюджеты финансируют организации, не имеющие статуса юридического лица, но осуществляющие торгово-промышленную деятельность и обладающие финансовой автономией. К их числу относятся бюджеты: почты, телеграфа, телефона, национальной типографии, монетного двора, социальных сельскохозяйственных пособий, ордена Почетного легиона, ордена Освобождения.

Специальные счета казначейства охватывают различные фонды, такие, как инвестиционно-дорожный, национально-спортивный, различные торговые счета казначейства.

Япония
В Японии наряду с центральным бюджетом, или так называемым счетом центрального правительства, имеется инвестиционный бюджет, а также 57 специальных счетов.

Из центрального бюджета финансируются экономические, социальные нужды, оборона, целевые перечисления местным бюджетам, выплата процентов по государственному долгу.

Средства инвестиционного бюджета предназначены для капиталовложений и займов государственным корпорациям и местным органам власти.

Специальные счета открываются для государственных предприятий, корпораций, имуществ, фондов. Местные органы власти насчитывают около 7 тысяч подобных счетов.

СТРУКТУРА БЮДЖЕТА
Разные государства предпочитают разные структуры бюджета. Так, естественным является предположение о том, что в воюющих странах расходная часть бюджета оказывается смещенной в сторону расходов на оборону.

В странах, где сильны социальные настроения в обществе, следует ожидать большего перераспределения доходов и большей доли государственных расходов на здравоохранение, образование и другие социальные статьи.

Очевидно, что структура бюджетов отражает некоторые специфические социально-экономические и политические характеристики государства и зависит от приоритетности тех или иных направлений экономического развития.
Опубликовано Mediapanorama.ru.

Читайте также:

Электронные деньги
Интернет затрагивает все больше областей нашей жизни — сегодня миллионы людей управляют своими финан…

Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.

Онлайн журнал Медиапанорама Чебоксары © 2015 Онлайн журнал для покупателей «Медиапанорама» Чебоксары. Все права защищены.